Лечебная физкультура при детском церебральном параличе - Будьте здоровы!

Поиск
Перейти к контенту

Главное меню:

Лечебная физкультура при детском церебральном параличе

Лечебная физкультура при детском церебральном параличе


Инфекционные заболевания мозговых оболочек и вещества мозга чаще наблюдаются в детском возрасте и проявляются в виде детских церебральных параличей (ДЦП). Детские параличи могут возникать вследствие тяжелых поражений ЦНС плода при патологической беременности и асфиксии плода. Они характеризуются расстройствами движений, изменением тонуса, гиперкинезия, в некоторых случаях - снижением интеллекта.


Поражение двигательного анализатора нарушает физиологические механизмы движений. Изменяется рефлекторная деятельность, усиливаются тонические и появляются патологические рефлексы. Преимущество в коре головного мозга иррадиации возбуждения над концентрацией проявляется в непроизвольных движениях (гиперкинезы).
У больных ДЦП движения возможны, но координация их резко нарушена. В покое мышечный тонус может быть несколько сниженным. Попытки выполнить движение сопровождаются спастическим сокращением мышц, чаще сгибателей. При легкой степени поражения наблюдается незначительное нарушение координации движений, небольшая спастичность, но самостоятельно передвигаться больному тяжело. Речь детей не нарушена. Они обслуживают себя без посторонней помощи. Тяжелая степень поражения сопровождается выраженной спастичностью, что лишает больного возможности самостоятельно передвигаться, а иногда сидеть и стоять. У таких детей часто нарушена речь, понижен интеллект. Благодаря пластичности нервной системы при правильном лечении и воспитании в большинстве случаев удается добиться некоторого улучшения состояния больного.


В комплексном лечении ДЦП лечебная физкультура занимает ведущее место. Она улучшает координацию движений, возбужденное патологическим процессом, способствует уменьшению контрактур, снижает гипертонус пораженных мышц и укрепляет ослабленные мышцы, нормализует функции дыхания, кровообращения, обменные процессы и деятельность желудочно-кишечного тракта. Физические упражнения имеют особое значение для воспитания у детей жизненно важных двигательных актов (хвата, опоры, ходьбы, навыков самообслуживания).


Если заболевание выявлено в первые полтора месяца жизни ребенка, необходимо устранять ложные позы конечностей, предоставляя им правильного положения и фиксируя мягкими повязками или шинами. С 1,5-2 мес в комплексном лечении применяются лечебная физкультура и массаж (при повышенном тонусе и спастических сокращениях мышц - легкие поглаживания и нежное растирание).
В зависимости от возраста и состояния больного применяют рефлекторные, пассивные и активные упражнения. Рефлекторные упражнения подбирают с учетом тех кожно-сухожильных рефлексов, способствующих формированию полноценных двигательных навыков. Пассивные упражнения следует выполнять плавно, в медленном темпе, после расслабляющего массажа, в противном случае они могут усилить спастичность. Активные упражнения назначают, когда больной может самостоятельно выполнять движения.

Можно раньше следует применять упражнения на расслабление спастически сокращенных мышц: пассивные потрясывания концовкой, изменения исходного положения в упражнении, расслабление тех групп мышц, в которых тонус повышен. Дети с ДЦП обычно дышат поверхностно и не могут правильно сочетать дыхание с движением. Поэтому нужно специально обучать их в процессе занятий правильного дыхания.
В арсенале средств, используемых в реабилитации больных с различными формами ДЦП, все более прочные позиции занимают методы сенсорной коррекции. Известно, что сенсорный поток при данном заболевании депривированных и искажен. Это касается прежде проприоцептивной чувствительности, функционирование ряда анализаторных систем и высших корковых функций. Методы сенсорной коррекции дают возможность комбинированного воздействия на афферентные системы как на полиморфную мишень на фоне стимуляции такого важного звена эмоционально-волевой сферы, как мотивация к действию.


Сенсорная комната - это своеобразный тренажерный зал, где коррекция нарушенных двигательных функций эффективно потенцируется синхронной возможностью гашения нередукованих примитивных тонических рефлексов и коррекцией процессов восприятия, внимания и т.д..
Она укомплектовывается весьма вариабельно, в зависимости от реабилитационных целей. В состав ее оборудования входят: «сухой бассейн», специальные сиденья принимают форму тела; водяные цилиндры высотой от пола до потолка, которые имеют особое устройство, обеспечивающее вертикальные пассажи разнокалиберных и разноцветных воздушных бульба-шок в жидкой среде; стереоскопическое мобильное панно с меняющимися картинками, проецируемое на стены комнаты; стенд для выработки навыков манипулятивной активности, тонкой моторики и стимуляции тактильной чувствительности, снабженный пучком световодов из оптических волокон, изменяющие свою окраску непосредственно в руках у ребенка. Обстановка сенсорной комнаты, с одной стороны, отвлекает ребенка от осознания того, что она лечится, и погружает ее в атмосферу игры и забавы, побуждает позитивную мотивационную настроенность на активное выполнение того или иного реабилитационного задачи, а с другой - создает адекватные условия для разрушения существующих ложных функциональных систем и формирования новых, более физиологичных.


К методам сенсорной коррекции относится также тренажер, который влияет на больного ребенка по принципу обратной связи, который получил название «звуковой луч». Этот тренажер состоит из генератора звуковых колебаний и сенсора, который направляет эти колебания в виде «луча», что звучит, на больного. Генератор создает более 128 видов звуков, которые подразделяются на музыкальную и шумовую шкалы (пение птиц, шум дождя, игра различных инстру-ментов, шум прибоя, выстрелы из автомата и т.п.). Порог чувствительности сенсора настолько высок, что любое движение пациента, находящегося в зоне звукового «луча», вызывает изменения характера звучания (по силе, тембру, высоте, четкостью и т.п.). В начале тренировки ребенок сам выбирает наиболее интересный для себя звуковой ряд. Если больной правильно выполняет двигательную действие, с сенсора «получается » соответствующий звук. Неправильное выполнение движения обусловливает полное «молчание» сенсора. Создается игровая ситуация, где ребенок становится не только «добытчиком» того или иного звучания, но еще и аранжировщиком и «звукорежиссером». Она переключает доминанту сознания со скучных и порой нелегких упражнений на активный интерес к данному аттракциона и самостоятельно контролирует правильность своих активных действий с помощью слухового аппарата на основе обратной связи.


На основе обратной связи действуют и тренажерные компьютерные классы, в комплекс которых входят разнообразные тренажеры: «конь», «автомобиль», «платформа» и др.. Эти тренажеры позволяют ребенку с двигательными нарушениями, контролируя себя на экране монитора, двигаться в потоке транспорта («автомобиль»), преодолевать препятствия в прериях («конь) и, играя, достигать успеха в выполнении сложных движений, тем самым закрепляя физиологический двигательный стереотип.


Особое место среди методов коррекции двигательных нарушений при ДЦП занимает верховая езда (и по-, или райттерапия). Ребенок, сидя на лошади, движущейся манежем, выполняет комплекс специальных упражнений, направленных на укрепление антигравитационной мускулатуры (прежде мышц спины), на преодоление нарушений функции равновесия и вестибулярных расстройств, уменьшение спазма в приводных мышцах бедер и еквинування стопы, воспитание хватательной функции и других манипулятивных навыков. Кроме того, общение с животным оживляет эмоциональный фон ребенка, расширяет диапазон ее знаний и представлений об окружающем мире, активно настраивает на преодоление имеющихся двигательных проблем.


Для восстановления двигательной активности ребенка с ДЦП необходимо соблюдать ряд принципов. Прежде всего следует подбирать упражнения, которые маленький пациент в состоянии выполнить. Если ребенок не может справиться с двигательным заданием, она теряет к нему интерес и обретает уверенность, что данное упражнение вообще невыполнима.


Поэтому необходимо:
- Разложить упражнения на отдельные элементы и попытаться выполнить их поочередно;
- Важно не количество, а качество (правильность) выполнения упражнений;
- Упражнения следует проводить на специальных тренажерах и с помощью специальных приспособлений;
- Упражнение не должна «надоедать» ребенку; необходима постоянная смена тренажеров, максимальная вариация их использования в течение дня и недели; постоянная смена ритма и повторяемости упражнений каждым днем.


Для восстановления двигательной активности больного ребенка рекомендуется в режим тренировки включать процессы самообслуживания, использовать различные тренажеры для прогулки. Необходима постоянная целенаправленная работа с мелкой моторикой рук, особенно челюстно-лицевой области, так как состояние челюстно-лицевого аппарата значительно коррелирует с возможностью тех или иных движений.


Специальные упражнения следует подбирать индивидуально. Например, у больного со спастическим парезом ног прежде всего необходимо укреплять разгибатели бедра, голени и стопы и растягивать приводные мышцы, бедра, сгибатели голени и стопы. Предварительно с помощью массажа и специальных упражнений в пределах возможного надо уменьшить спастичность мышц. Достигши определенных результатов, следует перейти к формированию стереотипа ходьбы и обучения ходьбе. Все упражнения должны выполняться в медленном темпе.
Занятия с больными рекомендуется проводить индивидуально. Длительность занятия 20-30 мин. Физическим упражнениям должен предшествовать специальный массаж.


Далее
- Упражнения для рук и поясницы
Вернуться в меню раздела лечебный фитнес
Вернуться на главную страницу


загрузка...
 
Яндекс.Метрика
Поиск
Назад к содержимому | Назад к главному меню